Что такое здоровье?
19.09.2018
1. Что такое «Здоровье»?
Теоретики здоровьесбережения трактуют это важное понятие по-разному. «Здоровье – процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (В.П. Казначеев).
«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен» (В. И, Дубровский).
«Здоровье – это не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека»(И. Т, Фролов).
Самое популярное определение, данное Всемирной организацией Здравоохранения:
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Важным во всех этих и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:
- Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
 - Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
 - Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
 - Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.
 
Есть ли у наших детей физическое, нравственное и социальное благополучие? Каково здоровье нации в стране? В чём заключаются актуальные проблемы здоровья в нашем округе? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего диалога.
2. Кризис здоровья нации в стране и его особенности в условиях северного региона.
Вопросы кризиса детского здоровья и вырождения нации являются предметом постоянного внимания общества и государства. В качестве примеров приведу несколько цифр:
- Ежегодно в стране вымирает население целого миллионного города.
 - Лишь за период с 2000–2004 года общая заболеваемость выросла на 13%.
 - Самая высокая заболеваемость отмечена по органам дыхания, на 2-м месте – органы пищеварения, на 3-м месте – болезни глаза.
 - Заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет на территории округа за последние 4 года возросла.
 - На 1-м месте – органы дыхания, на 2–м месте – органы пищеварения, на 3 месте – инфекционные и паразитарные болезни, на 4-м месте – болезни глаза, на 5-м месте – травмы.
 - По данным министерства образования за 2003 год в детской и подростковой среде наблюдалось значительное увлечение наркоманией.
 - 2,7 % всех умерших детей являются самоубийцами.
 - 86 % детей России имеют отклонения в состоянии здоровья;
 
Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу.
В чём же причина кризиса детей России и округа в частности? Существуют различные точки зрения.
Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:
- 50–55 % зависит от образа жизни :малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
 - 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 порцентов детей рождаются здоровыми).
 - 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
 - И только 5 % зависит от медицины.
 
Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:
- малоподвижный образ учащихся;
 - перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
 - стрессовые воздействия во время обучения;
 - несбалансированное питание;
 - отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
 - несоблюдение режима дня;
 - несоблюдение гигиенических требований.
 
По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.
3. Состояние здоровья учащихся первых и четвертых классов нашей школы (слово предоставляется школьному медику).
Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья:
- Год от года увеличивается количество детей со сколиозом.
 - Увеличивается количество детей, больных ожирением.
 - Увеличивается число детей с заболеваниями нервной системы.
 - Растет количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения.
 - Увеличивается процент детей, страдающих аллергией.